Интервью Президента международной организации каратэ-до Кёкусин-кан Хацуо Роямы Интернет-сайтам www.kyokushinkan.ru и www.superkarate.ru

Почему Вы не стали общаться с Танюшкиным в 1990 году в Киеве? Что Вы подумали о каратистах из России (Советского Союза) Климентьеве и Бекишеве в Киеве в 1990 году?

Впервые мы приехали в СССР по приглашению Украины. Я тогда привез с собой 20 спортсменов-черных поясов.

До приезда в Украину мы были уверены, что Кёкусин каратэ в СССР нет. Но оказалось, что Стив Арнейл, в тайне от головной штаб-квартиры, стал распространять учение Ояма Масутацу в СССР. Конечно же, и сам Ояма об этом ничего не знал. Само собой разумеется, что ни о г-не Танюшкине, ни о его статусе, ни о его отношении к нам мы ничего не знали. Однако при встрече с господином Танюшкиным я удивился тому, как он надменно с нами говорил. Ведь в нашем каратэ, каратэ Кёкусин одним из важных факторов учения является вежливое отношение к человеку. Но его поведение и отношение к нам было непростительно, оно выходило за рамки понятий принятых как в Кекусин, так и в социальной жизни. Конечно же, я не мог продолжать с ним далее искренне общаться.

Затем были проведены соревнования между спортсменами СССР и Японии. На них я впервые увидел Климентьева и Бекишева. Помню тогда мне понравились несколько бойцов и среди них, конечно же, были Климентьев и Бекишев. Помниться, когда я увидел их в бою, то подумал, что Кёкусин в СССР все же есть.

Нередко на сайенаре Вы рассказывали о единстве кёкусина, на примере двух солдат противоборствующих сторон, когда один, увидев у другого знаки принадлежности к кёкусину, не стал его убивать. МОГЛИ БЫ ВЫ ЕЩЕ РАЗ ОЗВУЧИТЬ ЭТУ ИСТОРИЮ И ИЗВЕСТНО ЛИ, ЧТО СТАЛО С ЕЕ УЧАСТНИКАМИ?

Эту историю я услышал, примерно лет 10 назад, когда в очередной раз приезжал в Москву по делам Кёкусин. Мне ее рассказал представитель международного комитета Кёкусин в Грузии господин Гурам Барабадзе.

Далее я попробую передать его рассказ.

«Советский Союз распался. В Грузии шла война.

— Случилось так, что один из наших солдат попал в плен. И когда боец враждующей стороны повел его на расстрел и уже собирался спустить курок, как вдруг заметил, что у солдата на груди что-то сверкнуло. Это был значок Кёкусин.

— Ты что из Кёкусин? — спросил он приговоренного к смерти.

— Да, я занимаюсь Кёкусин! — ответил тот.

Тогда боец сказал: „Хоть мы и враждующие стороны, но я ведь тоже занимаюсь Кёкусин. Нет, я не могу тебя убить. Беги!“. И с этими словами отпустил его.

— Когда война закончилась, наш боец обзавелся семьей и теперь они дружат семьями и считают себя родственниками.»

Вот такую историю мне поведал тогда Гурам. К сожалению, он ушел из жизни и дальнейшая судьба этих людей мне не известна. Конечно, мне бы хотелось знать, здоровы ли они. Если кому-нибудь что-то известно об их дальнейшей судьбе, не могли бы вы мне об этом сообщить.

Учитель Ояма говорил, что Кёкусин 21 века должен стать фундаментом для «мира без войны» и в сердцах учеников следует закладывать основу, для того чтобы в мире не было воин.

В основе этой истории лежат реальные события, это люди разных национальностей, к тому же они были врагами, но благодаря Кёкусин на этой войне родился хоть и маленький, но мир. Думаю, не стоит, и говорить, как я был потрясен, услышав эту историю.

Правда ли, что у Вас было желание отрезать пальцы на ногах для лучшего в мире маэ-гэри, но хирург выгнал Вас?

Да, была такая история. Но она освещена несколько в не правильном ключе. На самом деле это история не про меня, а про моего старшего собрата по Кёкусин сэмпае Фудзихира. О нём Ояма Масутацу отзывался как о ученике, которые появляются в школах каратэ в лучшем случае раз в 50 лет. В то время сэмпай Фудзихира тренировался в два три раза больше чем любой из нас. Он был маленького роста, всего 160 см. Но все его называли «маленький богатырь».

Как-то раз я пораньше пришел в зал и застал там Фудзихира. Он стоял перед зеркалом и внимательно смотрел себе под ноги. Я был немного удивлен, застав его в такой позе, и спросил, — почему Вы так внимательно смотрите на свои ноги? Тогда Фудзихира ответил, — да вот, знаешь, думаю отрезать себе пальцы на ногах.

Маэ-гэри хоть и ортодоксальный прием, но на самом деле довольно сложный. Мы, тогда, часто, в поединках, разбивали пальцы ног о локти и колени своих партнеров. Тогда, похоже, Фудзихира и подумал, что если пальцев на ногах не будет, то и болеть будет нечему.

Конечно, каждый из нас понимает, что если пальцев на ногах не будет, тогда человек ни стоять, ни ходить нормально не сможет.

Сейчас подобные разговоры, у многих, кроме смеха ничего не вызывают. Но здесь важным мне кажется то, как сэмпай Фудзихира относился к каратэ, как он изучал и исследовал приемы, с каким упорством доискивался силы. Я думаю, что сейчас мало кто так же серьезно тренируется и размышляет над приемами.

Пытались ли Вы повторить подвиги Оямы? Победить быка или другое животное? Почему?

Я долгое время был учеником Ояма Масутацу, но вероятно еще не достиг его уровня духа. Учитель выбирал своих партнеров не среди людей, а среди животных, которые конечно значительно сильнее человека.

Всю свою жизнь я пытаюсь стать сильным. Я уверен, что этот дух у меня сильнее, чем у кого-либо другого. Я занимаюсь каратэ вот уже 40 лет и за это время понял, — для того чтобы стать сильным самое главное не проиграть себе. Для того чтобы победить другого человека, сначала нужно победить себя. Нужно победить свою психологическую слабость, именно ее я считал своим врагом и с ним боролся. Я был захвачен этой целью, и у меня в душе просто не оставалось места, для того чтобы думать о борьбе с животными.

Почему Вы не прошли 100 боев? Делали Вы попытку?

Когда я занимался у Учителя Накамура Хидео, за пять лет моего ученичества я два раза проходил Хякунин-гумитэ. Однако, официально, это зарегистрировано не было.

В то время у меня не было возможности официально пройти 100 боёв. Дело в том, что в моё время 100 боёв, официально, должны были проходить лишь инструктора, которые отправлялись за границу преподавать Кёкусин. Был такой обычай. Я же тогда за границу не ездил, и у меня просто не было шанса пройти этот тест официально.

Скажите пожалуйста, кто кроме Макото Накамуры и Сенпея проваливали попытки в Хякунин кумитэ?

Пройти Хякунин-гумитэ не так просто. Даже такие прекрасные бойцы как Макото Накамура и Сампэй Кэндзи не смогли пройти это испытание. Конечно, было еще несколько человек, которые заявляли себя на этот тест, но не прошли. К тому же этот тест проводился не так часто.

Как Вы считаете, было ли 300 боев Масутацу Оямы или это красивая легенда? Кто из ныне живущих участвовал в его рекорде?

Я об этом слышу впервые. С момента моего поступления в школу Ояма, я 30 лет, вплоть до самой смерти Учителя находился подле него и ни разу не слышал из его уст таких слов. Я считаю, что это просто вымысел.

Каким своим достижением в кёкусине он гордится больше всего?

В первую очередь я считаю, что правильно понял и перенял дух Будо. Сейчас, самое важное, правильно передать этот дух будущим поколениям. Учитель Ояма называл Кёкусин каратэ — каратэ Будо. Это каратэ не для спорта и уж ни в коем случае не для бизнеса. Кёкусин каратэ это значит, к себе относиться строго к другим мягко. Я и мои единомышленники занимаемся каратэ не ради славы почестей и денег.

За какие ваши поступки вам стыдно перед кёкусином?

Я изучаю каратэ вот уже 40 лет. Больше всего я горжусь тем, что за все это время у меня и в мыслях не было бросить занятия каратэ.

Я не считаю себя великим человеком, но горжусь тем, что за это долгое время ни разу не допустил ошибки.

Кто сильнейший боец в кёкусине за все время его существования?

Я считаю, что самым сильным бойцом был Ояма Масутацу.

Кого можно назвать душой каратэ всех времен?

Я считаю, что это три моих учителя Масутацу Ояма, Хидэо Накамура, Саваи Кэничи. Эти мастера и есть душа Будо.

Почему Казуми ушел в никуда?

Мне сложно ответить на этот вопрос. Мы разошлись в понимании принципов каратэ. Кадзуми-кун, мне кажется, сейчас ближе к Какутоги, чем к Будо. Как бы то ни было, нам сейчас остается только смотреть, что он будет делать дальше.

Как Рояма стал относиться к ИФК после того, как сам оказался в положении Арнейла и Танюшкина? Намерена ли его организация сотрудничать с ИФК и ФКР (участвовать в турнирах, допускать на свои турниры и пр.)?

Я считаю, что правильно перенял дух Учения Ояма Масутацу. Сейчас самое важное точно передать Учение Ояма Масутацу потомкам. С этой целью, я, и все кому была не безразлична дальнейшая судьба Кёкусин, объединились, и в 2003 году, создали организацию, которую назвали «Кёкусин-кан» — «Родной, отчий дом для всех сторонников истинного Кёкусин».

Сейчас все наши мысли и силы направлены на формирование организации, поэтому на настоящий момент мы еще не определили, с какими организациями будем сотрудничать.

Кроме того, вопрос выставлять своих спортсменов или принимать участие в соревнованиях, проводимых другими организациями, будет решать международное совещание.

Отношение Роямы к Блумингу и его заявлениям про Ояму и его учеников.

Мы одно время вместе тренировались в зале Ояма. Мне тогда было 16 лет. Я тогда был еще маленьким и слабым. А у господина Блюминга к тому времени был то ли 4, то ли 5 дан. Он мне казался огромным. Я тогда был просто поражен его размерами. Он действительно был силен.

К сожалению, о его заявлениях по поводу Учителя Ояма и его учеников я ничего не знаю.

Не могли бы Вы мне сказать, что это за заявления?

Что есть в Кёкусине, чего нет в других контактных стилях, кикбоксе?

Конечно же, это ДУХ КЁКУСИН. В настоящее время многие стили каратэ стали спортивными. Для того чтобы стать сильным, нужно в первую очередь научиться мягко относиться к людям, а силу научиться использовать для мира. Другими словами приемы и силу, которые Вы приобрели благодаря занятиям каратэ нужно использовать не как SATSUJIN-KEN () «убивающий кулак», а как KATSUJIN-KEN () «оживляющий кулак». Я в этом абсолютно убежден. Заниматься каратэ нужно не ради почестей и денег, а для того, чтобы став сильным, помочь другим людям. Это и есть образ жизни настоящего воина.